Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
А.А. САЛАМАТОВ
ЧГПУ
Е.Н. УЛЬЯНКИНА
Челябинское высшее
военное
авиационное училище
штурманов
г. Челябинск
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В
реальной практике приходится решать проблемы, которые редко бывают
стандартными; поэтому способность находить единственный правильный ответ в
решении традиционных учебных задач мало способствует становлению студента и
специалиста. Тем более если они обладают навыками нестандартного критического
мышления и умеют самостоятельно действовать и за пределами учебной аудитории.
Ведь используя в учебном процессе стандартные проблемы в сочетании со «стерильными»
условиями, где существует лишь один правильный ответ, можно просто рассказать
студентам о решении задачи, но не научить способам ее решения. В нашей жизни мы
редко следуем стандартному алгоритму, более того, в реальной жизни и проблемы
представляют собой практически постоянно меняющееся разнообразие условий,
целей, контекстов, препятствий и неизвестных величин, влияющих на подход к их
решению. Для достижения успеха в выбранной профессии студентам нужно научиться
выходить из нестандартных ситуаций, возникающих за стенами аудитории.
Разработка
модели экологического образования студентов экономических специальностей
педвуза требует научно-методологического осмысления, которое следует начать с
определения подходов к предмету исследования. Б.С. Гершунский отмечает, что
«именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает
в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических
доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он
допускает и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных
стратегиях» [1, c.54].
Под
подходом в нашем исследовании мы будем понимать особую форму познавательной и
практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определённым
углом зрения, стратегию исследования изучаемого процесса, базовую, ценностную
ориентацию, определяющую позицию педагога [3, с. 156].
Из
множества подходов к проблеме экологического образования студентов
экономических специальностей педвуза мы выделяем те подходы, которые в нашем
исследовании играют ведущую роль.
В
качестве ведущего выступает проблемно-ориентированный подход, в соответствии с
которым именно экологические проблемы являются дидактическими единицами
содержания учебного материала. По мнению
С.Г. Гильмияровой, отбор содержания учебного материала и методика преподавание
учебного материала на всех уровнях экологического образования должны основываться
на этом положении. При этом акцент в изложении экологического материала
делается на анализе причин экологического кризиса и путей его преодоления [2].
Слово «проблема» подразумевает различные виды ситуаций. По
сути, проблема представляет собой расхождение между существующей и желаемой
ситуациями, т.е. между тем, что есть, и тем, что должно быть.
Слово «проблема» может означать, что:
·
произошел какой-то сбой (в работе);
·
изменились ожидания;
·
произошли оба события, например ухудшились показатели на фоне повысившихся
ожиданий;
·
необходимы улучшения в какой-то сфере, например при соответствующих изменениях
система сможет работать более продуктивно, возможно потому, что раньше она
никогда правильно не работала;
·
необходим какой-то элемент, в настоящее время отсутствующий, например система
заказов, работающая в режиме он-лайн [4].
Способность решать проблемы предполагает
большее, чем просто аккумулирование знаний; это развитие гибких познавательных
стратегий, помогающих провести анализ непредвиденных, нестандартных ситуаций
для выработки осознанных решений. Несмотря на то, что сегодняшний студент
вполне способен постичь многие сложные проблемы, для их решения требуются навыки,
которые нередко выходят за рамки общепринятых инструкций.
Типичный
способ решения проблем, предлагаемый в различных центрах обучения (школах),
часто подразумевает существование специфической ситуации с ясно обозначенными
параметрами, заранее предусматривающей четко определенный, единственный исход с
одним правильным ответом. В таких ситуациях для решения проблемы требуется лишь
точно следовать данной преподавателем инструкции. К сожалению, студенты,
обученные по такому методу, сталкиваясь с самой тривиальной ситуацией, в
которой необходимо быстро реализовать свои знания в новой области (т. е. решить
другую проблему), оказываются явно недостаточно подготовленными.
Проблемно-ориентированный подход заключается
в том, что в образовательной практике необходимо вычленить проблемы, которые
обусловливают постановку целей. Для каждой выделенной проблемы разрабатываются
программы, которые воплощаются в жизнь своеобразными методами вновь
через функции (например, управленческие).
Проблемно-ориентированный
подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и
разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной
точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему,
сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально
мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения.
Таким
образом, главное требование проблемно-ориентированного подхода состоит в
обязательном опережающем выделении и анализе проблем образования, в разработке
программ по их решению.
Библиографический
список
1.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций /
Б.С. Гершунский. –М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608с.
2.
Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих
учителей США и России: Дис. …д-ра пед. наук. – Уфа, 2002. – 368с.
- Лернер И.Я. Процесс
обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
- Нестеренко А.А. Дидактические
модели реализации проблемно-ориентированного обучении: Дис. …кан. пед.
наук. – Москва, 2006.
|