Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
Саламатов Артем
Аркадьевич
ЧГПУ
Мнайдарова Светлана
Сейтжановна
преподаватель КИнЭУ
им. Дулатова
Проблема
формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических
деформаций
Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать
первоосновой любого государства, общества. Они определяют сферу человеческой
жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки
значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для
каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни
человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве
механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового
образа жизни.
На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе
экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления,
неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения
социальных идеалов и ценностей. Проблема ценностных ориентации человека, в ее
общем и частном, конкретном значении, относится к числу наиважнейших для наук,
занимающихся человеком и обществом. Она носит комплексный характер и является
предметом исследования философии, психологии, социологии, педагогики. Все
активнее она разрабатывается в педагогике профессионального развития личности.
Целенаправленная работа должна вестись и со средствами массовой
информации с целью освещения позитивных моментов образа жизни. Особую остроту
сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной
молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей,
их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Молодежь
ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную и негативную информацию.
По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают
конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления,
что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.
Н.А.Назарбаев в стратегической программе
«Казахстан – 2030» отмечает: «…Под влиянием трансформации нашего общества, сами
того во многом не осознавая, мы все изменились, привыкая к качественно иной
системе ценностей и новому типу человеческих отношений… Мы должны терпеливо
трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение,
которое лучше адаптировалось к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на
будущее…».
Данное высказывание есть фактически указание
на необходимость построения программ, подобных той, которой и посвящено наше
исследование, на то, что существует потребность самого государства в разработке
и реализации этих программ.
Очень важным моментом также является приобщение
студентов к общественной деятельности городского масштаба. Общественная работа
формирует в них чувство гражданской солидарности.
В
октябре 2007 года Правительство Казахстана утвердило программу «Жасыл ел» на
2008-2010 годы. Согласно ей планируется воспроизвести леса на площади 145,0
тыс. га, в том числе 15 тыс. га - в зеленой зоне г.Астаны. За 3 года с
привлечением 12 тыс. молодых людей. Работа штаба
«Жасыл ел» проходит при полной поддержке Управления внутренней политики
акимата. Цель студенческих отрядов более чем актуальна - «зеленая инфраструктура»
города, решить материальные проблемы студентов, то есть обеспечить их работой
на каникулярный период, а так же развивать чувство патриотизма.
Конечно, вряд ли будущие юристы, филологи и экономисты
навсегда свяжут свою судьбу с озеленением. Но еще менее вероятно, что
кто-нибудь из них когда-то совершит акт вандализма. Личное участие создает у
людей глубокое чувство причастности в общем созидательном процессе. Патриотизм
и ответственность возникают именно на почве такой сопричастности.
Сейчас в программе «Жасыл ел» задействованы все ВУЗы и колледжи
Казахстана. Кстати, в эти отряды принимают не только студентов, но и
отучившуюся и временно безработную молодежь. Штаб «Жасыл ел» занят не только
трудоустройством молодежи. Не забывают тут и об организации летнего досуга.
Для занятых в этих программах ребят организуют концерты, проводят КВНы, не
забыт здесь и опыт агитационных бригад. В «Жасыл ел» помнят, что хорошо
работает тот, кто хорошо отдыхает.
Ведь студенческая
пора - важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального
пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда молодой
человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих
реальностей, ценностные ориентиры, самосознание и свой психофизический ресурс,
строит свои жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных
целях.
И студенческие годы являются периодом интенсивного формирования системы
ценностных ориентации, оказывающим влияние на становление характера и личности
в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные
смыслы, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и
выбирают основные средства для реализации планов.
Однако сегодня юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного
выбора системы ценностей и их понимания. Поэтому нередко процесс интериоризации
ценностей отличается подверженностью случайным влияниям, непредсказуемостью,
стихийностью. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Д.И.
Фельдштейна указывается на необходимость целенаправленного формирования
ценностных ориентации в юношеском возрасте, создания условий для развития
культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. В то же время
недостаточная изученность ценностных ориентации как психологического феномена
не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс развития
продуктивных ценностей современных студентов.
Необходимость
изучения ценностных ориентации студентов вызвана тем, что в научной литературе
ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, идеалов, ценностных
представлений и установок, а также других психических образований личности, так
или иначе определяющих направленность ее сознания на те или иные явления
окружающей действительности, как одно из центральных личностных психических
образований высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, как фактор,
обусловливающий кратковременную программу поведения человека в обществе.
Таким образом,
актуальность настоящего исследования определяется:
-
наличием глубоких противоречий между потребностями, интересами студентов вуза и
возможностями их удовлетворения в процессе профессиональной деятельности;
- необходимостью
существенного повышения качества профессиональной подготовленности выпускников
вуза;
- отсутствием
научно обоснованной психолого-педагогической технологии формирования ценностных
ориентации в процессе профессионального развития студентов вуза;
-
недостаточной разработкой методики диагностики профессиональных ценностей и
ценностных ориентации студентов вуза.
Список литературы:
1. Возрастная и
педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.
2. Леонтьев Д.А.
Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992.
3. Психология.
Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М.,
1990.
4. Серый А.В.,
Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово:
Кемеровский государственный университет, 1999.
5. Казахстан –
2030. Алматы: ЮРИСТ, 2004.
6. Акопова М.А. Высшее профессиональное
образование в России: проблемы и перспективы/ М.А. Акопова// Вопросы методики
преподавания в вузе,- Вып.5. - СПб.: СПбГПУ, 2003.
7. Алексеева В.Г. Молодой рабочий:
формирование ценностных ориентации/ В.Г. Алексеева. - М : Мысль, 1983.
8.ГоринН.И. Изучение ценностных ориентации
учащихся общеобразовательных учреждений (социально-педагогический аспект)/ Н.И.Горин,
P.M. Федосимов. - Курган, 1998.
9. Гриф М.Р. Проблемы общекультурного
развития студентов/ М.Р. Гриф// Высшее образование сегодня,- 2007.-№4.- 72
10. Карпушина Л.В. Ценностные ориентации
современного студента/ Л.В. Карпушина//Современный гуманитарный институт:
образовательное пространство: Межвуз. сб. науч. статей. - Самара: СФ СТИ,
1999.
|