Среда, 01.05.2024, 05:46

Общественный
научно-консультационный
центр

Каталог статей

Главная » Статьи » Гуманитарные науки » Педагогика

Организаторская культура менеджера как средство повышения социально-экономической стабильности общества

Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием
активной ссылки (не редирект) на данный источник.


Базавлуцкая Л.М.
ассистент кафедры
ЭУиП ЧГПУ

Организаторская культура менеджера как средство повышения социально-экономической стабильности общества.

Одним из наиболее важных путей модернизации системы отечественного образования является решение проблемы подготовки современного специалиста, адекватного культурным и социально-экономическим запросам своего времени, обладающего глубокими предметными знаниями и мастерством, стремящегося к постоянному развитию и совершенствованию.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость профессионального образования, позволяющего личности приобщиться к культуре, сформировать профессиональную культуру — «высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности». Это особенно важно в новом, XXI веке, в котором общество массового потребления будет развиваться еще стремительнее, что будет постоянно отражаться на условиях деятельности менеджера и определять результативность его работы. Поэтому его способность грамотно организовать свою деятельность и действия подчиненных, оперативно реагировать на организационные изменения, использовать достижения управленческой культуры является залогом профессионального совершенствования и карьерного роста. В то же время, основы организаторской культуры должны быть заложены еще в период профессиональной подготовки. Именно они придадут квалификационную устойчивость будущему менеджеру во взаимодействии с членами организации.

Анализируя  современное состояние организаторской культуры у будущих менеджеров, необходимо решить, как минимум, две важнейшие задачи: во-первых, упорядочить понятийный аппарат с целью определения исходных позиций для   дальнейших рассуждений и выводов. Во-вторых, изучить имеющийся научный опыт по ее решению, т.е. проанализировать уже существующие точки зрения ученых на формирование у будущих менеджеров профессиональной культуры вообще, и организаторской культуры, в частности.


Культура, как междисциплинарная категория, исследуется уже довольно продолжительное время: по данным ученых, впервые термин «культура» встречается в работе Марка Тулия Цицерона «Тускуланские беседы». Однако, несмотря на интенсивное изучение феномена культуры как зарубежными ,  так и отечественными   исследователями, это понятие до сих пор не имеет единого толкования.


Анализ современных исследований, привел  к заключению, что культура обладает следующими характеристиками: отражает систему ценностей общества; представляет собой естественно-искусственное образование; является замкнутой системой, способной к развитию и историческому изменению; определяет жизнь человека и детерминируется его деятельностью; отражает совокупность сложившихся в обществе знаковых систем, при помощи которых осуществляется коммуникация, сохраняется социальная память и передается опыт поколений.


Таким образом, культура, как интегративная система, обеспечивает становление личности, в том числе и в профессиональном плане.  Любой специалист является носителем как общей, так и профессиональной культуры, степень сформированности которых не всегда совпадают (обладая высокой профессиональной культурой и являясь квалифицированным специалистом, человек может иметь низкий уровень общей культуры, и наоборот). При этом общая культура личности является более стабильной его характеристикой, чем профессиональная, изменения которой определяются динамикой непрерывного совершенствования целевых ориентаций, методов, средств и содержания профессиональной деятельности.

Рассматривая вопрос о структурно-содержательном составе того или иного вида профессиональной культуры учеными (Г.А. Бабий, Я.И. Войтальянова, В.А. Дзюба, Л.Н. Доброхотова, О.А. Ершова, Г.М. Золотарева, Ю.А. Клоков, Г.В. Нагорнова, А.Х. Чупанов и др.) предлагаются самые разнообразные наборы компонентов.  Например, В.А. Дзюба предлагает структурировать содержание профессиональной культуры через содержательно-процессуальный, мотивационно-целевой и ориентировочно-нрав¬ственный компоненты.   Принимая в целом данную позицию автора,   очевидно, что в таком виде недостаточно проявляется специфика культуры, весомым компонентом для которой, по определению, должен быть ценностный компонент.


Г.В. Нагорнова, определяя культуру как совокупность мировоззрения и деятельности, выделяет в ее структуре мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, технологический и оценочно-рефлексивный компоненты.   Принимая во внимание специфику информационной культуры менеджера, формированию которой посвящено исследование данного автора, мы,  считаем, что, во-первых, в данном перечне с функциональной точки зрения наблюдается определенная неоднородность компонентов и допущены их взаимопересечения, а, во-вторых, такой компонентный состав нивелирует специфику культуры и делает ее синонимом информационной компетентности менеджера как профессионала. Предельно развернутое содержание культуры менеджера приведено в исследовании Ю.А. Клокова, который обосновывает необходимость функционального, личностно-творческого, здоровье сберегающего, психологического, коммуникативного и культурологического компонентов.    Действуя примерно в той же логике, Я.И. Войтальянова описывает структуру профессиональной культуры менеджера через когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.   Более четкая, по нашему мнению, позиция относительно содержания профессиональной культуры менеджера приведена в исследовании Г.М. Золотаревой, которая включает в ее состав аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Данная точка зрения может стать базовой, если ее дополнить поведенческим компонентом, непосредственно отражающим культуру действий менеджера. Именно такой путь решения проблемы предлагают некоторые ученые: например, Л.Н. Доброхотова, включающая в состав нравственной культуры (обеспечивающей готовность будущего менеджера осуществлять социально ответственное управление) когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.    А.Х. Чупанов, выделяющий в структуре профессиональной культуры менеджера туризма профессиональное мировоззрение, мастерство и поведение.  При этом мировоззрение, по мысли автора, характеризуется знаниями, мастерство – умениями, а поведение – личностными качествами. Достоинство данной модели, на наш взгляд, заключается в том, что столь простая и универсальная конструкция позволяет легко осуществить экспериментальную проверку и оценку степени сформированности профессиональной культуры у будущих менеджеров в реальном образовательном процессе вуза.


Проанализировав и обобщив существующие точки зрения на понятие и содержание профессиональной культуры,  выделены ее сущностные характеристики, которые необходимы, чтобы, во-первых, отграничить данный феномен от близких по смыслу понятий (т.е. придать ему самостоятельный статус) и, во-вторых, содержательно подготовить формулировку нашего авторского понимания профессиональной культуры, адекватную ее природе. Итак, согласно нашего исследования, профессиональная культура: 1) всегда осознана; 2) представляет собой личностное качество специалиста; 3) отражает устойчивое ценностное отношение к выполняемому виду деятельности; 4) опирается на профессиональные знания, умения, и детерминируется профессионально значимыми личностными качествами; 5) задает стереотипы профессионального поведения; 6) обеспечивает творческое продуктивное преобразование профессиональной среды.


Исходя из вышеизложенного,   профессиональная  культура, трактуется  как личностное интегративное качество специалиста, включающее ценностные ориентации, совокупность знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности и продуктивное преобразование профессиональной среды.


Помимо личностных качеств, эффективность организаторской деятельности менеджера предполагает овладение им целым рядом знаний и умений. Так, в современных исследованиях   к профессиональным знаниям относят знания в области мотивации деятельности подчиненных, специфики взаимодействия, закономерностей психических процессов, развития трудового коллектива и др., а к умениям — мобилизационные, коммуникативные, прогностические, организаторские, диагностические и другие умения.

Итак, в ходе  исследования было установлено, что наличие у менеджера совокупности организаторских личностных качеств, умений и знаний обеспечивает эффективность реализации организаторской деятельности. Однако вывести подготовку менеджера на уровень организаторской культуры невозможно без формирования у него системы ценностных ориентаций. Поэтому   чрезвычайно значимым компонентом организаторской культуры менеджера являются ценностные ориентации, под которыми понимают отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей  и общих мировоззренческих ориентиров.  Именно ценностные ориентации являются связующим звеном внутриличностной сферы специалиста с профессиональной культурой, обеспечивая адекватное отношение к ней и способность творческого обогащения. Только такое определение статуса и роли ценностных ориентаций для менеджера, делает организаторскую культуру видом профессиональной культуры и позволяет рассмотреть данные понятия с позиции родовидовой связи.


Таким образом, под организаторской культурой менеджера мы понимаем вид его профессиональной культуры, обеспечивающей продуктивную реализацию организаторской деятельности.

Особую значимость для педагогики в целом, и для развития теории профессиональной подготовки имеет проблема формирования заданного вида профессиональной культуры у будущих менеджеров. Поэтому обратимся к исследованиям, в которых сформулированы предложения по организации и осуществлению процесса формирования профессиональной культуры у будущих менеджеров.


Категория: Педагогика | Добавил: defaultNick (15.06.2011) | Автор: Базавлуцкая Л.М. W
Просмотров: 1832 | Теги: образование, Общество, педагагика, Личность, менеджер, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Философия [8]
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Экономика [9]
Экономика — хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление благ).
Право [0]
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Психология [1]
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой.
Педагогика [6]
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
История [0]
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Филология / Лингвистика [0]
Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.
Политика [0]
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Поиск
Облако тэгов
Наш опрос
Как часто Вам приходится пользоваться правозащитными услугами?
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Резка керамической плитки, керамогранита, кафеля в Челябинске
  • ВОИНЫ ЖИЗНИ: сайт о борьбе против абортов
  • UralDaily: апозиционный сайт Челябинской области
  • Журнал "Вiсник ХНУ"