Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
Е.Н. УЛЬЯНКИНА
Челябинское высшее
военное
авиационное училище
штурманов
г. Челябинск
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Повышение качества образования является
одной из актуальных проблем как для России, так и для всего мирового
сообщества. 19 июня 1999 года в г.
Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских
государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Россия
присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече
министров образования европейских стран.
В
настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет
способствовать единению Европы в области образования:
- Переход на двухступенчатую
систему высшего образования (бакалавриат – магистратура);
- Введение оценки трудоемкости
(курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и
отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан
ЮНЕСКО;
- Введение общепонятных,
сравнимых квалификаций в области высшего образования;
- Повышение мобильности
студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
- Обеспечение необходимого
качества высшего образования;
- Взаимное признание
квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования,
обеспечение автономности вузов.
В последнее
десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания
общего образования» [7, с. 34] и «Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года» [4] происходит переориентация оценки результата
образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура»,
«воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании. Критериями качества подготовки специалистов
выступают компетентность и компетенции.
Появились крупные научно-теоретические и
научно-методические работы, анализирующие сущность компетентносного подхода,
например, монография И.А. Зимней «Ключевые компетентности, как результативно
целевая основа компетентносного подхода в образовании», монография А.В. Хуторского
«Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», работа А.А.
Вербицкого «Компетентносный подход и теория контекстного обучения», статья А.
Андреева «Знания и компетенции» и др.
Понятийный аппарат,
характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся.
Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный
подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов [5].
К числу таких
принципов относятся следующие положения:
•
• Смысл образования заключается в развитии у
обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах
деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого
является и собственный опыт учащихся.
•
• Содержание образования представляет собой
дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих,
нравственных, политических и иных проблем.
•
• Смысл организации
образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у
обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных,
нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
•
• Оценка образовательных
результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых
учащимися на определённом этапе обучения.
Компетенция
– совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно
действовать по отношению к ним [8].
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей
его личностное отношение к ней и предмету деятельности [8].
В контексте обучения компетентность – «… глубокое
доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения
намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков;
совокупность знаний, позволяющих судить
о чем-либо со знанием дела» [3].
Необходимость включения компетентностного подхода в
образовательный процесс обусловливается предписаниями. В настоящее время и
Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция
модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение
компетенции и компетентностного подхода.
В 2007 г. сотрудниками
лаборатории экологического образования Института содержания и методов обучения
при участии членов Научного совета по проблемам экологического образования при
Президиуме РАО был разработан проект Концепции общего экологического
образования для устойчивого развития, который получил поддержку научной общественности
РАО и профессиональных сообществ страны. Таким образом, общее экологическое образование для устойчивого
развития – это современный этап развития экологического образования на
основе идей устойчивого (сбалансированного) развития природы и общества.
Экологическая
компетенция – это
интегрированный результат экологического образования, его общекультурный
показатель [2]. С психолого-педагогической точки зрения, экологическая компетенция является
необходимым звеном в ряду требований к
результатам экологичского образования: грамотность - образованность -
компетентность - культура.
Экологическая
компетентность - способность
учащегося самостоятельно переносить и
комплексно применять общеучебные умения
и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах, в учебных (модельных) социально-проблемных
экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей их решения, включая
личное участие [1].
Цели экологического образования
наиболее адекватно отражаются в понятии экологической компетентности.
Исследователи Суравегина И.Т., Ермаков Д,С., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. говорят
о том, что введение экологической компетентности в требования к результатам
общего образования позволило бы эффективнее решать общеучебные и общекультурные
задачи ЭО в интересах УР.
Целью экологического образования студентов экономический специальностей
педвуза является формирование экологической компетентности.
Библиографический
список
1.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.
Экологическая компетенции – новый планируемый результат экологического
образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007.
№3. – с. 3-8.
2.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.
«Развитие общего экологического образования в России на современном этапе».
3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатерибург:
Изд-во Рос. проф-пед. ун-та, 1998. – 126 с.
4.
«Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года».
5.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные
технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
6.
Тулькибаева Н.Н., Шрейнер Р.Т.
Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества
образования // Образование и наука. – 2008. - №2(50). – с.55 – 63.
7.
«Стратегии модернизации содержания общего образования».
8.
А. Хуторской «Ключевые
компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» //
Народное образование.- 2003.- №2.
Источник: http://pravcentr.ucoz.ru |