Вторник, 21.05.2024, 23:00

Общественный
научно-консультационный
центр

Каталог статей

Главная » Статьи » Гуманитарные науки » Педагогика

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием
активной ссылки (не редирект) на данный источник.


Е.Н. УЛЬЯНКИНА

Челябинское высшее военное

авиационное училище штурманов

г. Челябинск

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем как для России, так и для всего мирового сообщества. 19 июня 1999 года в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования:

  1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура);
  2. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
  3. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
  5. Обеспечение необходимого качества высшего образования;
  6. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» [7, с. 34] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [4] происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании. Критериями качества подготовки специалистов выступают компетентность и компетенции.

Появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, анализирующие сущность компетентносного подхода, например, монография И.А. Зимней «Ключевые компетентности, как результативно целевая основа компетентносного подхода в образовании», монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», работа А.А. Вербицкого «Компетентносный подход и теория контекстного обучения», статья А. Андреева «Знания и компетенции» и др.

 Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [5].

К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним [8].

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [8].

В контексте обучения компетентность – «… глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить  о чем-либо со знанием дела» [3].

Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается предписаниями. В настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.

В 2007 г. сотрудниками лаборатории экологического образования Института содержания и методов обучения при участии членов Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО был разработан проект Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, который получил поддержку научной общественности РАО и профессиональных сообществ страны. Таким образом, общее экологическое образование для устойчивого развития – это современный этап развития экологического образования на основе идей устойчивого (сбалансированного) развития природы и общества.

Экологическая компетенция это интегрированный результат экологического образования, его общекультурный показатель [2]. С психолого-педагогической точки зрения, экологическая компетенция является  необходимым звеном в ряду требований к результатам экологичского образования: грамотность - образованность - компетентность - культура.

Экологическая компетентность - способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах, в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей их решения, включая личное участие [1].

Цели экологического образования наиболее адекватно отражаются в понятии экологической компетентности. Исследователи Суравегина И.Т., Ермаков Д,С., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. говорят о том, что введение экологической компетентности в требования к результатам общего образования позволило бы эффективнее решать общеучебные и общекультурные задачи ЭО в интересах УР.

Целью экологического образования студентов экономический специальностей педвуза является формирование экологической компетентности.

 

Библиографический список

1.       Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенции – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. №3. – с. 3-8.

2.       Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Развитие общего экологического образования в России на современном этапе».

3.       Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатерибург: Изд-во Рос. проф-пед. ун-та, 1998. – 126 с.

4.       «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

5.       Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

6.       Тулькибаева Н.Н., Шрейнер Р.Т. Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества образования // Образование и наука. – 2008. - №2(50). – с.55 – 63.

7.       «Стратегии модернизации содержания общего образования».

8.       А. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» // Народное образование.- 2003.- №2.



Источник: http://pravcentr.ucoz.ru
Категория: Педагогика | Добавил: defaultNick (04.03.2011) | Автор: Ульянкина Е.Н. W
Просмотров: 1939 | Теги: студент, экономика, высшее, Специальность, образование, учеба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Философия [8]
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Экономика [9]
Экономика — хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление благ).
Право [0]
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Психология [1]
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой.
Педагогика [6]
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
История [0]
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Филология / Лингвистика [0]
Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.
Политика [0]
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Поиск
Облако тэгов
Наш опрос
Как часто Вам приходится пользоваться правозащитными услугами?
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Резка керамической плитки, керамогранита, кафеля в Челябинске
  • ВОИНЫ ЖИЗНИ: сайт о борьбе против абортов
  • UralDaily: апозиционный сайт Челябинской области
  • Журнал "Вiсник ХНУ"