Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
К проблеме
профессиональной подготовки будущих педагогов вусловиях интеграции образования в университетском комплекс (аспект
социально-экономической безопасности) Саламатов А.А. ЧГПУ Кадыров С.К. Костанайский технико-экономический колледж Заместитель директора по учебной работе
Переход Республики Казахстан к рыночным отношениям актуализировал
потребность пересмотра целей, программ и организационных форм профессионального
образования.
Обществу необходимы социально адаптированные, конкурентоспособные, умеющие
творчески реализовать себя в личной жизни и в профессиональной деятельности кадры. В Концепции развития
образования Республики Казахстан до 2015
года подчеркивается, - «В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом
как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период
обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в
мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены
перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте
возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого
капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу
нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой
экономической мощи и национальной безопасности страны» [1]. Общество нуждается в людях профессионально компетентных,
трудолюбивых, способных принимать обоснованные решения в постоянно изменяющихся
условиях, способных найти применение
своим знаниям и умениям в различных сферах деятельности. Эти и другие особенности позволяют считать ее системой непрерывного
педагогического
образования, внутри которой имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся
в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют
дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего,
высшего и послевузовского
профессионального образования. Разработка основ профессиональной подготовки личности в сфере образования - один из актуальных
вопросов в педагогической науке. Профессиональная подготовка личности в сфере
гуманитарного образования - это процесс формирования личности, протекающий
соответственно процессу профессионально-педагогической деятельности. Важным
фактором становления
личности является ее самосознание, то есть осознание своих достоинств, достижений, перспектив
своего духовного и профессионального роста. Проблему личности студента как субъекта деятельности на современном этапе профессионального
образования можно рассматривать как центральную в связи с демократизацией и гуманизацией
профессиональной подготовки,
которая невозможна без соответствующего решения задач образования. Все это обусловливает
поиск новых подходов к профессиональной подготовке будущего педагога. Для получения более объективного среза о состоянии
проблемы профессиональной
подготовки будущего педагога в условиях интеграции образования в университетском
комплексе обратимся к анализу научной литературы, учитывая различные аспекты: - философский
- рассматривает профессиональную подготовку специалиста в зависимости и взаимосвязи с законами и категориями
диалектики (Б.С. Гершунский и др.); - исторический
- рассматривает профессиональную подготовку прежде всего как исторический процесс в контексте
непрерывности и дискретности (Л.И.
Анцыферова, С.Г. Вершловский, М.В. Кларин и др.); - социологический - выявляет
зависимость профессиональной подготовки
специалиста от социальных факторов (А.А. Дикарева, М.Х. Титма, ф.Р. Филиппов и
др.); - педагогический - рассматривает
вопросы интеграции теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки
специалиста (Г.Д. Бабушкин, А.М.
Дикунов, Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков, О.Л. Шабалина, А.Н. Шалгин, Н.М. Яковлева и
др.); - психологический - рассматривает психологические особенности внутриличностных
противоречий (М.Я. Виленский, Л.М. Митина, И.Н. Решетень, С.Л. Рубинштейн и
др.). В рамках поставленной перед нами проблемы необходимо наличие четкого
представления о
сущности и содержании процесса профессиональной подготовки будущих педагогов и обращения к
понятию «интеграция образования». В
философском словаре «интеграция» рассматривается как процесс или действие, имеющие своим результатом
целостность, объединение, соединение, восстановление единства [2]. Большой энциклопедический словарь рассматривает интеграцию с позиций теории систем как один из
принципов этой теории, означающей состояние связанности отдельных дифференцированных частей
в целое, а также процесс, ведущий к
такому сближению [3]. В трактовке интеграции, предложенной Т.П. Коротковым, принципиальным
представляется акцентация на изменения свойств элементов, движущихся к
взаимосвязанности: «Интеграция какого-либо явления - это процесс движения, развития,
характеризующийся не только степенью взаимосвязанности всех элементов, но прежде всего изменением свойств самих элементов» [4]. Таким образом, можно сказать, что
интеграция в теории систем выступает
как совокупность дифференцированных ранее элементов, которые в результате взаимодействия и взаимопереплетения
друг с другом приобретают некоторую целостность. Исходя из вышеприведенных определений понятия «интеграция» в различных областях знаний, обозначим следующие
сущностные позиции в его трактовке,
имеющие определяющее значение для нашего исследования: 1. Интеграция как явление имеет
двуединую природу и предстает, с одной стороны, как процесс, а с другой стороны — как его
результат. 2.
Интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики, как
взаимосвязанность, взаимодействие и взаимопроникновение, взаимозависимость,
взаимосодействие и взаимопереплетение. 3.
Интеграция как процесс - это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов,
приводящее к новым качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям
свойств самих элементов. 4.
Интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а
также механизма ее развития. В гносеологическом плане интеграция и дифференциация обусловлены наличием общих законов
познавательной деятельности, общенаучных приемов и методов познания. Как
отмечает В.А. Игнатова, если дифференциация позволяет овладевать знаниями о
системах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию
об отдельных их элементах, то интеграция позволяет овладевать знаниями не только вширь -
благодаря ей рождается
новое знание вглубь, она способствует формированию целостного образа объекта,
явления, процесса, окружающего мира, подводит к выявлению и раскрытию их новых качеств [5]. Обсуждая методологические проблемы интеграции и дифференциации, М.Н. Берулава, В.А. Игнатова, Н.К. Чапаев и др.
отмечают, что в процессе развития систем
тенденции объединения и разъединения элементов периодически сменяют друг друга [6], и в то же время
интеграция и дифференциация образуют
диалектическое единство, «в развитии знания они не сосуществуют друг с другом,
не идут одна за другой, а проявляются одна в другой и через другую,
взаимообусловливая, взаимопредполагая и одновременно взаимоотрицая друг друга;
в своем единстве они отражают сложность и противоречивость как развития познания, так и складывающейся в процессе этого
развития структуры научного знания» [5, с.ЗЗ]. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяют
определить сущность понятия «интеграция образования» и представить ее
потенциальные возможности в профессиональной подготовке будущих педагогов. Первоначальные идеи интеграции нашли отражение в педагогической идее всестороннего и
гармоничного развития человека (Аристотель, Песталоцци), в концепциях
диалектического единства обучения и воспитания, личности коллектива,
деятельности и познания, особо большое распространение имевших в советской педагогике. Усилиями крупнейших представителей диалектического материализма была создана достаточно
стройная система взглядов, представлений, раскрывающих те или иные стороны интеграции знаний.
Диалектический элемент присущ образовательно-воспитательным системам многих выдающихся педагогов. «Самой диалектической
наукой» называл педагогику А.С. Макаренко. Его теория и практика служат классическим примером
интеграции личности
и коллектива как двух составляющих «нераздельного и неслиянного единства» (Е.Н. Трубецкой). А.С. Макаренко мечтал о создании синтетической педагогики, предметом которой стало бы воспитание
«неразложимого человека». «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической
суммой волнений, которым
он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, решающим моментом
является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически
организованных» [7]. В отечественной
мировой литературе XIX - XX вв. уделялось немало внимания вопросам интеграции. В отечественной педагогике данной проблеме посвящены работы Ю.С. Бродского, В.Д. Семенова
и др. Так, Ю.С. Бродский в статье «Социально-экономические условия
интеграции воспитательных сил общества»
подчеркивал, что социально-педагогический комплекс начинается тогда, когда воспитательные силы
интегрируются в единое целое, функционирующее как ансамбль, единый механизм
взаимодействующих элементов. При
этом допускается утрата ведомствами автономности «ради диалектического
обогащения нового интегрированного взаимодействия»[8]. Теоретико-методологическое
обеспечение интеграции воспитательныхсил
общества представлено в трудах В.Д. Семенова [8]. В частности, разработан понятийно-категориальный аппарат проблемы.
Например, «целостность среды» им определяется как совокупность взаимодействий,
обеспечивающих жизнедеятельность человека на всех уровнях развития его потребностей, установок, диспозиций, а также как
совокупность условий, обеспечивающих
реализацию витальных потребностей. Это условия, обеспечивающие самоутверждение, самовыражение субъекта
социальной деятельности на уровне
социальных потребностей. Автором дается характеристика предмета педагогики среды (социальной педагогики),
которая, по его мнению, изучает воспитание
не только как общественное явление, как вид духовных отношений, не только воспитательный потенциал общества
(социализация), но и пути его актуализации, противоречия и движущие силы
воспитания человека в единстве с его
образом жизни [8, с.6]. Соответственно педагогика среды «интегрирует научные достижения смежных наук и
реализует их в практике общественного
воспитания». Подобная интеграция дает возможность для социальной педагогики решать «прямые педагогические
задачи в ходе социально-педагогических
экспериментов, обобщение передового педагогического опыта, внедрения его в массовую практику» [8, с. 16]. В контексте проводимого нами исследования заслуживает особого внимания работа Н.К. Чапаева, в
которой проанализированы существующие интегративно-педагогические концепции, представляющие
собой совокупность и систематизированные взгляды, положения и идеи,
определяющие направленность
и содержание интегративно-педагогической деятельности в той или иной сфере, на том или
ином уровне реализации образовательно-воспитательных целей и задач [9]. К числу таковых
относятся концепция интеграции
воспитательных сил общества (В.Д. Семенов, Ю.С. Бродский), концепция внутрипредметной
интеграции педагогического знания (В.И. Загвязинский), концепция интегративной картины образования
(Г.Н. Сериков), концепция
синтеза дидактических систем (Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюц, М.И. Махмутов), концепция
интеграции общего и профессионального образования (М.Н. Берулава, Ю.С.
Тюников), концепция интегрирования содержания начального профессионального образования (Л.Д.
Федотова), концепция
интеграции и дифференциации форм организации обучения (И.Г. Ибрагимов). Л.Д.
Федотовой разработана концепция интегрированного содержания начального профессионального образования. Ею
дается определение данного феномена
как профессионально-педагогической категории, вскрывающей «сущность
взаимообусловленности формирования личности профессионала, тенденции развития
науки, техники и производства, социальных и экономических сфер деятельности, существенные связи,
свойства, отношения между ними» [10, с. 8-9]. Автором концепции указываются
основные источники формирования
интегрированного содержания начального профессионального образования на современном этапе:
научно-индустриальный тип производства; новые виды человеческой деятельности;
социально-экономическая, научно-техническая,
дидактическая, психолого-педагогическая общность, проявляющаяся в науке,
технике, производстве, образовании, в профессиональной подготовке и др. [10, с.9]. Определяются
закономерности, принципы и структура
дидактической системы интегрированного содержания начального профессионального
образования [10, с.26-43]. Концепция
интеграции общего и профессионального образования предложена в работах М.Н. Берулавы [6]. С его
точки зрения интеграция содержания
образования выражает единство содержательных и процессуальных сторон и
имеет отношение ко всем уровням содержания образования - теоретического представления, учебного предмета,
учебного материала, педагогической действительности, личности. Объективной
основой интеграции общего
профессионального образования, по мнению М.Н. Берулавы, выступают интеграционные процессы, имеющие место в
науке, технике и производстве.
Основные направления интеграции науки, техники и производства в дидактическом адаптированном виде могут
выступать в качестве основных направлений интеграции общего и профессионального
образования [6]. Ю.С. Тюнниковым рассмотрен политехнический аспект интеграции содержания общего и
профессионального образования. «Интеграция общего и профессионального образования, -
пишет он, - способна оказывать самое существенное влияние на формирование готовности учащихся
к политехнической
ориентации, на обеспечение её целостности». Со своей стороны, политехническая
ориентация предстает «реальной системой, относительно которой строится и реализуется
интеграция общего и профессионального образования...». Указанная интеграция проявляется в
системе интегративных целей, определяющих место политехнической подготовки в профтехническом
образовании; концентрации и согласовании видов деятельности, связанных с политехнической ориентацией;
определенном сочетании теоретико-познавательных и практико-познавательных компонентов ориентации;
организации процесса политехнической подготовки; программно-целевом
согласовании взаимодействия основных
звеньев учебно-воспитательного процесса [11]. Общетеоретические и логико-методологические проблемы
интеграции нашли отражения в трудах В.С.
Гота, Б.М. Кедрова, В.П. Кузьмина, В.А.
Лекторского, Н.Н. Моисеева, А.П. Огурцова, А.И. Ракитова, О.М. Сичивицы,
В.С. Степина, А.Д. Урсула, Ю.А. Шрейдера, М.Г. Чепикова, В.С. Швырева, Б.Г.
Юдина, В.А. Энгельгардта и др. Большой вклад в развитие интегративных идей внесли ученые, раскрывающие вопросы интеграции знаний
в отдельных научных отраслях или в группе
наук: человековедение, гуманитарные дисциплины - Б.Г. Ананьев, Г П Гачев, Б.Ф.
Ломов, И.Т. Фролов; техникознание, взаимосвязь общественных и технических дисциплин, взаимосвязь естественных и технических
наук Н.Т. Абрамова, О.М. Волосевич,
В.И. Иванов, В.И. Сифаров, О.Д. Си-моненко,
К.Н. Суханов, В.В. Чешев, Г.С. Шеменев и др.; биологическое и социогуманитарное знание, биологическое и
техническое знание — А.И. Алекшин
СВ. Мейен, Р.С. Карпинская, С.А. Никольский, Я.А. Новак, С.Н. Смирнов и
др. Философами, социологами и психологами решались проблемы интеграции производства (экономики)
и образования (В.Б. Миронов, В.Г. Осипов, Н.А. Потехин, В.Н. Турченко, Н.А. Хроменков, И.П.
Яковлев), философии и педагогики (Л.М.
Андрюхина, Л.А. Беляева, А.П. Ветошкин, Н.В. Гусева, М.С. Каган, Л.Н. Коган,
В.П. Куликов, В.А. Разумный, К.А. Шварцман), социологии и педагогики (Р.Г. Гурова, Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина, М.Н.
Руткевич, Ф.Р. Филиппов), психологии и педагогики (Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Г.С.
Костюк, А.В. Петровский и др.). Все больше становится работ, касающихся вопросов глобальной интеграции образования с
социальными подструктурами - культурой, обществом в целом. В частности это
относится к исследованиям, в которых рассматриваются проблемы становления и развития философии
образования (В.П. Зинченко, Н.Н.
Пахомов, В.М. Розин и др.) и т.д. Современное состояние, тенденции и факторы развития системы профессионального образования,
модели слияния и укрупнения учреждений профобразования, пути развития инфраструктуры интегративных
профессиональных
образовательных комплексов описывают А.М. Новиков, Д.А. Новиков и другие; одним из путей
сокращения расходов, более эффективного использования трудовых, финансовых и
материальных ресурсов считает «интеграцию» П.Ф. Анисимов и приводит примеры
возникновения новых организационных форм (путем интеграции с общей школой, НПО, ВПО) образовательных учреждений среднего
профессионального образования; анализу основных направлений совершенствования преемственности,
повышения эффективности разных уровней образования посвящены работы Т.Ю.
Игнатович, Ю.А. Кустова, Е.Ф. Щербакова; интеграция науки и профессионального
образования, образования и науки с производством, проблемы глобализации
образования затрагиваются Л.С. Козыревой, Е.В. Сартаковой, З.Ш. Каримовым, Р.М.
Асадуллиным, Е.С. Полтавцевой и др. Кроме этого, разработаны образовательные концепции, в которых интегративный элемент внешне не
проявляется, но имплицитно задается их ха
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|