Вторник, 21.05.2024, 16:28

Общественный
научно-консультационный
центр

Каталог статей

Главная » Статьи » Гуманитарные науки » Педагогика

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ


Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием
активной ссылки (не редирект) на данный источник.

А.А. Саламатов

 

Эколого-экономическое образование –

образование для инновационной экономики

 

Аннотация. В данной статье описывается один из путей развития образования в условиях инновационного развития экономики и все более усугубляющегося экологического кризиса – явлений, которые авторы предлагают не противопоставлять, а рассматривать во взаимосвязи.

 

На этапе развития международного экономического кризиса общество заинтересовано в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития экономики. Однако, в это же время продолжает усиливаться негативная антропогенная нагрузка на окружающую среду, истощение которой несомненно скажется на замедлении экономического роста. При этом ее основными причинами являются не столько технологический прогресс, сколько сам человек, его личностные качества. Наличие глобальных проблем и связанных с ними последствий свидетельствует о необходимости изменения общественной морали, что в решающей мере зависит от сферы образования.

Существуют различные точки зрения на то, что нужно предпринять, чтобы сфера образования стала движущей силой вхождения России в экономику знаний на позициях одного из лидеров. Существуют различные точки зрения относительно структурных, институциональных изменений, выскажем свое мнение относительно возможных изменений в содержании образования.

Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития. Его формирование связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности.

В первой половине XXI века обострилась борьба за главные сырьевые ресурсы планеты, значительная часть которых находится на территории России. С учетом определяющей роли России в глобальных экологических процессах ее дальнейшее развитие невозможно без защиты национальных экологических интересов.

Экстенсивная экономическая деятельность человечества в последние два века осуществлялась без учета глобальных экологических интересов, и характеризуется неудержимым ростом производства и потребления, расточительным расходованием природных ресурсов и энергии. Потребительское отношение развитых стран мирового сообщества к природе поставило ее на грань выживания. Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, возрастающему риску для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды. Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стала бытующая в сознании человека доминанта – чувство собственного превосходства над природой и, как следствие, безответственное отношение к ней. В общественном сознании и поныне господствует потребительский стереотип поведения. В каком-то отношении это тоже можно назвать одной из форм экономического эгоизма, о существовании которого в мире говорил президент России на XIII Петербургском международном экономическом форуме [10].

Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле. Экологическая роль территории России в планетарной геосистеме во многом определяется величиной ее территории (12% земной суши). Планетарно-экологическое значение имеют 70% диких лесов планеты, находящихся на российской территории и очищающих воздух, потребляемый всем человечеством [5]. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно сохранение этих регионов, обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности современным и будущим поколениям. Потеря этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан. Но в то же время треть других территорий России – центр и юг европейской части, средний и южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье, где проживает более шестидесяти процентов населения страны, являют собой фактически картину экологического бедствия.

30 января 2008 года состоялось заседание Совета безопасности РФ по вопросам экологии, на котором обсуждалось влияние экологических стандартов на инновационное развитие страны. Открывая его, президент России привел угрожающие цифры, характеризующие экологическую ситуацию в стране. При самых богатых в мире ресурсах пресной воды в некоторых регионах от 35% до 60% питьевой воды и порядка 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам. С 1999 года по 2006 год выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а от автотранспорта – более чем на 30% [10].

Сейчас Россия – на третьем месте в мире по вредным выбросам в атмосферу. Содержание вредных веществ в воздухе превышает все возможные нормы в 202 городах страны. В год, по некоторым оценкам, плохая экологическая ситуация приводит к смерти около 20 тысяч человек. Только официальные свалки в стране занимают площадь почти 3 тысячи квадратных километров, что в 2 с половиной раза больше всей площади столицы, при этом мы единственная из высокоразвитых стран, где загрязнитель не платит.

Ухудшение экологической ситуации в России грозит не только природе и здоровью граждан, но и российским компаниям, которые могут понести значительные экономические убытки из-за неконкурентоспособности на международном рынке и возможных жестких санкций внутри страны. На заседании Совета безопасности РФ Д.А. Медведев объявил, что российский бизнес может столкнуться с ограничениями на внешних рынках под предлогом низкой экологической безопасности отечественной продукции [10].

Оздоровлению экологической ситуации в стране также было посвящено заседание президиума Госсовета, состоявшееся 4 июня 2008 года. Президент подчеркнул необходимость обеспечения экологической и энергетической безопасности российской экономики, которая по данным показателям менее эффективная по сравнению с ведущими мировыми державами, что, как мы видим, особенно проявилось на фоне экономического кризиса. «В конечном счете, это определяет уровень нашей конкурентоспособности в мире», – добавил он. «По уровню энергоэффективности большинство производств отстают от современного уровня в 10-20 раз, поэтому к 2020 году была поставлена задача по снижению энергоемкости в экономике практически наполовину», – сказал президент. Он подверг критике существующую в России природоохранную и ресурсосберегающую систему. «Такая система не стимулирует внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий, а, соответственно, происходит консервация прежних технологий, консервация отсталости и расточительства, которые, к сожалению, встречаются повсеместно», – сказал Д.А. Медведев [10].

Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием устойчивого развития. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого из нас.

Вполне резонно возникает вопрос, почему продукция наших предприятий до сих пор обладает слабой конкурентоспособностью на мировых рынках. Конечно, это явление можно объяснить недостатками нашей внутренней экономики, организации производства и т.д. Но ведь все политики, экономисты, инженеры и рабочие учились в наших российских школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, и, таким образом, система образования ответственна за экономическое, социальное, нравственное состояние страны.

Безответственность определенной категории российских граждан стала основной причиной повторяющихся из года в год стихийных бедствий, которые приобрели поистине катастрофические масштабы. Чего стоят наводнения в Якутской области и Краснодарском крае, лесные пожары на Дальнем Востоке и в Центральной части России. Аналогичные проблемы при географических и, соответственно, климатических различиях в данных регионах свидетельствуют о том, что их виновником в большинстве случаев является сам человек, которому с ранних лет не прививали чувство ответственности за свою деятельность.

Обеспечение эколого-экономической безопасности как одного из ключевых условий выживания государства предполагает смену существующих приоритетов на эколого-экономические во всех аспектах государственной политики. Это невозможно без утверждения новой мировоззренческой доминанты в обществе, без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути эколого-эконо­ми­че­ских проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, должно быть системным, и может быть обеспечено по мере повышения эколого-экономической образованности людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного эколого-эконо­ми­че­ско­го образования и просвещения. Это позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности.

«У нас никогда не было модели развития, основанной на российских ценностях и амбициях», – сказал И. Шувалов на XIII Петербургском международном экономическом форуме [10]. На наш взгляд, именно эколого-эконо­ми­че­ская модель поведения могла бы стать одним из аттрак­торов, в соответствии с которой строится экономическое развитие страны с учетом обеспечения ее экологической безопасности, когда экологические и экономические проблемы рассматрива­ются во взаимосвязи, а не противопоставляются.

Реальное положение в мире таково, что основным капиталом сегодня становится не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный – научно-образо­вательный – потенциал. Теперь одной из основных задач науки и образования становится оценка рисков. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требует формирования современного мышления у молодого поколения» [3].

Модернизация российского образования должна быть связана с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В наши дни наблюдается удивительный и беспрецедентный в истории феномен, суть которого состоит в том, что общественное сознание существенным образом отстает от происходящих в мире глобальных перемен. Образование обязано своевременно подготовить людей к новым условиям жизни, которые несет с собой стремительно приближающееся будущее.

Конструктивной в этом плане является идея опережающего образования, предложенная А.Д. Урсулом. Очевидно, что именно опережение сознанием бытия является необходимым условием решения глобальных проблем современности и дальнейшего безопасного развития цивилизации. Сегодня ощущается острая необходимость в новой философии образования, которая была бы адекватна не только уже изменившимся условиям существования человека в современной социально-экономической и информационной среде, но и тем новым глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством XXI век [8].

Однако в России образование не успевает за теми изменениями, которые происходят в сфере производства и потребления знаний. Оно должно приобрести инновационный характер, а обучающиеся должны быть способны к инновационному типу жизни и жизнедеятельности.

Реальный вклад России в обеспечение устойчивого развития мира в обозримом будущем может быть связан с решением ее собственных проблем – для страны, занимающей восьмую часть суши и восьмое место по численности населения в мире, это немало. Однако, для этого нужны специалисты и просто граждане, желающие и способные идти по пути устойчивого развития, но для этого недостаточно стандартного, стереотипного мышления. Необходима такая направленность образования, которая выполняла бы функцию формирования прогностического, творческого, оригинального мышления.

Мы полагаем, что и в общеобразовательной школе, и в учреждениях профессионального образования целесообразно более пристальное внимание уделять эколого-экономическому образованию, основным принципом реализации которого является опережающее, прогностическое образование с привлечением инновационных технологий. Ведь особенность глобальных проблем, а точнее их последствий, в том, что их решение должно носить принципиально упреждающий характер, иначе просто будет поздно.

Эколого-экономическое образование можно считать инновационным средством реализации концепции устойчивого развития. Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-эконо­ми­ческий анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности. Без экономики мы не решим никаких вопросов, в том числе экологических. Хотя порой экономика и создает угрозу экологической безопасности, но экономика приносит и денежные средства в виде налогов, для того чтобы решать вопросы экологической безопасности.

В последнее время много говорится о необходимости развития экологического образования в России, но к сожалению, приходится признать, что в настоящее время у молодежи мотивация к изучению экологии довольно низкая, для человека нет экономиче­ского, т.е. выгодного для себя смысла придер­живаться эколо­гических, нравственных ориентиров, потому что в концеп­ции экологического образования в чистом виде человек пред­ставлен как часть природы, но не как личность, имею­щая потребно­сти и интересы и желающая их удовлетворить. Существующее в настоящее время несовпадение, а зачастую и противоречивость экономических и экологических потребностей, во многом отражает конфликт между экономическими и экологиче­скими целями развития общества, что и является основным препятст­вием в обеспечении устойчивого развития, т.е. оптимального сочета­ния экономического развития общества с сохранением и поддержа­нием в нормальном состоянии окружающей среды.

Эколого-эконо­миче­ское образование устраняет этот барьер, так как формируемые в его процессе ценностные ориента­ции приемлемы для человека как с точки зрения его нравст­венных ориентиров, так и с точки зрения возможности по­лучения им ма­териальных благ. Эколого-экономические ценностные ориентации – это сис­тема устойчивых отношений личности к окружающему миру и са­мому себе в форме фиксирован­ных установок на оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.

Сущность эколого-эконо­ми­че­ского образования заключается в формировании у обучающихся экономически обусловленного нравственного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология – экономически целесообразной [9].

В заключение еще раз подчеркнем, что наряду с нарастанием темпов научно-технического прогресса приходит время все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие качества. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было называть веком научно-техни­че­ского прогресса, XXI век призван стать веком образования, так как только образование обеспечивает становление человека не только как биологического, но и социального существа, как ответственной личности, носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Россия занимает важнейшее стратегическое положение в мире, является перекрестком мировых сухопутных и морских транспортных путей, обладает практически всеми видами сырья и ресурсов, развитой хозяйственной инфраструктурой, а по размерам территории и ресурсному потенциалу не имеет себе равных в мире. Россия – крупнейший экологический донор планеты. Все это определяет ведущую роль России в решении ключевых проблем современности, но без соответствующего внимания к образованию и подготовке молодых людей к ответственной жизни в сильном государстве, мы, к сожалению, можем потерять возможность воспользоваться тем огромным потенциалом, которым располагаем сегодня.

 

Библиографический список

 

1.    Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономиче­ское образование уча­щихся общеобразовательных школ / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Обра­зо­­вание и наука: Изв. УрО РАО. – 2003. – № 3 (21). – С. 86-96.

2.    Всемирный форум по образованию. Дакар, Сенегал 26–28 апр.  2000 г. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. – ЮНЕСКО, 2000.

3.    Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. – 2002. – № 1. – С. 97-126.

4.    Кремень В.Г. Международный опыт модернизации образования // Вестн. образования России. – 2003. – № 7. – С. 3-12.

5.    Максимова М.М. В XXI век – со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и междунар. отношения. – 1998. – № 10. – С. 5-22.

6.    Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. – 2001. – № 2. – С. 178-182.

7.    Новиков А.М. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Нар. образование. – 2001. – № 1. – С. 8-14.

8.    Развитие образования и науки на пороге XXI века: сб. науч. сообщений / Междунар. акад. наук. высш. шк. – М.: Изд-во МЭСИ, 1996. – № 2. – 149 с.

9.    Саламатов, А.А. Интеграция экологического и экономического образования в средней школе: моногр. / А.А. Саламатов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – 302 с.

10.                 www.president.kremlin.ru

Категория: Педагогика | Добавил: defaultNick (04.03.2011) | Автор: Саламатов А.А. W
Просмотров: 2209 | Теги: развитие, экономика, рынок, образование, кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Философия [8]
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Экономика [9]
Экономика — хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление благ).
Право [0]
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Психология [1]
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой.
Педагогика [6]
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
История [0]
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Филология / Лингвистика [0]
Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.
Политика [0]
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Поиск
Облако тэгов
Наш опрос
Как часто Вам приходится пользоваться правозащитными услугами?
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Резка керамической плитки, керамогранита, кафеля в Челябинске
  • ВОИНЫ ЖИЗНИ: сайт о борьбе против абортов
  • UralDaily: апозиционный сайт Челябинской области
  • Журнал "Вiсник ХНУ"