Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
Из материалов Всероссийской
научно-практической конференции
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Безопасность
пространства образования: сб. материалов Всерос. Науч.- практ. конф. 25-26 ноября 2009 г. /ред. Кол.:
В.В.Латюшин, В.В.Базелюк, Е.А.Гнатышина и др.- Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос.
пед. ун-т, 2009. – 329 с. стр. 224-227
ISBN978-5-903968-04-6
А.В. Савченков
ОАНО «Академия философии и права»
ГОУ ВПО ЧГПУ
Сущностная
характеристика экономической безопасности региона
Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
является предметом пристального изучения и исследований. Свидетельство тому –
растущее число публикаций в научной и специальной литературе. Из множества
исследований наиболее фундаментальными являются труды Н.П. Ващекина, М.И.
Дзлиева, А.Д. Урсула, Е.А. Олейникова и других. В них рассмотрен широкий круг
проблем, связанных с разработкой концептуальных основ обеспечения безопасности
и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социальных процессов,
происходящих в нашей стране; авторами предпринята попытка системного освещения
путей выхода из кризиса, форм и методов обеспечения стабильности государства.
Пообъектная структура экономической безопасности представлена следующей
структурой различных уровней экономических отношений: экономический уровень
семьи – экономические интересы каждого гражданина страны; микроэкономический
уровень – агенты рынка; региональный и отраслевой уровень – экономика субъектов
Федерации и отраслей национальной экономики; макроэкономический уровень –
экономика страны в целом.
Рассматривая ситуацию в России, можно выделить ряд основных угроз
экономической безопасности страны, затрагивающих интересы вышеперечисленных
объектов:
· все большее
сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
· усиление
криминализации различных секторов рынка;
· близкое к
криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием
должностных лиц;
· мошенничество в
кредитно-финансовой сфере;
· просчеты в
управлении государственной собственностью;
· непоследовательный
и противоречивый характер налоговой политики государства;
· коммерциализация
средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;
· противоречивость и
уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для
юристов-профессионалов;
· отсутствие
надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;
· расширение
криминального бизнеса (нарко-, и порно-бизнес, торговля оружием и т. п.);
· нестабильность в
правовой и правоохранительной сферах;
· коррупция и
организованная преступность;
· недостаточная роль
государства в защите интересов субъектов экономики.
Для
современной российской экономики данная группа проблем вдвойне актуальна,
поскольку проблемы экономической безопасности регионов заметно обострились в
период кризисного спада и, как отмечает ряд исследователей, требование
обеспечения экономической безопасности должно быть включено в число
основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики. В подобной
ситуации важнейшими целями хозяйственных агентов, как индивидуальных, так и
агрегированных, выступают цели выживания, что не всегда представляется возможным
адекватно отразить в терминах стоимостных категорий, например, при помощи
стандартного аппарата производственных функций.
Региональный
аспект развития социально-экономических процессов в России должен рассматриваться
как один из важнейших. В последние годы эта проблема становится особенно актуальной.
Это обусловлено значительными и все более углубляющимися различиями в уровне технологического
и социально-экономического развития российских регионов. Следует также принять
во внимание огромные масштабы страны, многообразие природно-географических,
климатических и хозяйственных условий регионов, полиэтнический характер
населения, различия в традициях хозяйствования, быта и уклада жизни отдельных
народов, а также такие факторы, как сосредоточение в периферийных регионах
основных природно-сырьевых ресурсов, различия в степени развитости
хозяйственной инфраструктуры, системы связи, транспорта и, наконец,
значительное сужение регулирующих функций государства в переходной экономике.
Эти факторы определяют особенности региональной экономической политики
государства на современном этапе, ее содержание и направленность в выборе социально-экономических
приоритетов развития регионов, в том числе в вопросах обеспечения их экономической
безопасности.
Следует отметить, что в литературе существует несколько имеющих право на
существование взглядов на экономическую безопасность. Так О.А. Бельков
отмечает, что экономическая безопасность есть качественно определенное
состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить,
либо развивать в прогрессирующих масштабах.
В Толковом терминологическом словаре "Бизнес и безопасность"
под экономической безопасностью понимается возможность и готовность экономики
обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую
и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять
влиянию внутренних и внешних угроз.
Ю.И. Владимиров и А.С. Павлов считают, что экономическая безопасность
является важнейшей качественной характеристикой экономической системы,
определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности
населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие народного хозяйства, а
также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.
Е. Бухвальдом, Н. Гловацкой и С. Лазаренко предложено под экономической
безопасностью понимать уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую,
социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных
факторов. Академиком Л.И. Абалкиным предложено следующее определение экономической
безопасности: совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость
национальной экономики, ее стабильность к постоянному совершенствованию.
Воспроизводственный
подход, связывающий категорию экономической безопасности и ее исследование с точки
зрения экономических интересов регионов, не является традиционным для
экономической науки. Значительно чаще в центре внимания исследователей проблем
безопасности оказываются лишь экономические интересы страны.
Такой
подход представляется односторонним по следующим причинам.
Во-первых, экономические интересы в основе своей имеют экономические
потребности общества. В силу различных причин эти потребности могут неадекватно
отражаться в экономических интересах. В таких случаях возможны ситуации, при
которых общество испытывает определенные потребности, а правительство выдвигает
едва ли не противоположную необходимости программу действий в области экономики.
Поэтому, возможно, более правильно будет связывать экономическую безопасность
регионов с их экономическими потребностями, а не с интересами.
Во-вторых,
в экономической системе современного общества
действует огромное множество хозяйствующих агентов, и их экономические интересы
также требуют учета в процессе обеспечения экономической безопасности регионов.
В частности, следует принимать во внимание деятельность транснациональных
корпораций, активно внедряющихся в региональную экономику и оказывающих
заметное влияние на соотношение экономических интересов.
В связи
с этим, с точки зрения решения задач экономической безопасности, оптимальная
стратегия региона должна быть направлена не на
реализацию своих экономических интересов, а на нахождение баланса между своими
и общегосударственными интересами с учетом экономических интересов непосредственно
хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона. В этом случае
деятельность по обеспечению экономической безопасности регионов будет заключаться
не только в определении собственных экономических интересов и нахождении
целесообразных путей их реализации, но также и в изучении и учете интересов
других субъектов экономических взаимоотношений.
|