Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
А.В. Савченков
РОЛЬ РЕГИОНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Тема экономической безопасности
сегодня имеет особый статус актуальности в контексте событий, происходящих на
мировом финансовом рынке. Сам по себе напрашивается вопрос, почему те агенты
финансово-экономического поля Российского рынка, которые являются доминирующими
в части отношения к производству ВВП, не
смогли предугадать сложившейся ситуации? Вероятнее всего то, что о грядущем
коллапсе, в той или иной степени, многим было известно. Другое дело, что
отсутствие механизмов обеспечения экономической безопасности, не позволило в
должной мере оценить надвигающуюся угрозу со стороны финансового рынка
Соединенных Штатов Америки.
Главным источником дестабилизации
всей финансовой системы, являются меры проводимые Россией, по интеграции в мировую
экономику, которые и привели ее к тому, что внутренний товарный рынок до 80%
наполнился импортной продукцией, а финансовый – напрямую зависит от курса
иностранной валюты. В качестве последствия мы наблюдаем, что значительный рост
доли прибыли в производстве ВВП является прямым достижением искусственно
поддерживаемого высокого уровня внутренней инфляции, а не результатом
уменьшения издержек производства. Вот и сегодня мы наблюдаем курьезный процесс
– на фоне общего экономического спада в Америке и Европе рост курса Евро и Доллара
США по отношению к рублю. Цены на импортные товары выросли, не смотря на то,
что в странах экспортерах они снижены, а в ряде случаях до уровня демпинговых.
В рублевом эквиваленте, при реализации импорта торгующая организация получает
более высокую прибыль, нежели до кризиса.
Российский рынок утратил
экономическую независимость. Архаичность процессов и рыночных структур привела
к тому, что засилье импорта поставило под угрозу существование производителя с
отечественным капиталом и отечественным происхождением. Так, например,
монополизм производителей сельскохозяйственной техники, изобилие посреднических
структур, некорректная налоговая и кредитная политика делают производство
сельскохозяйственной продукции неэффективным. По данным Минсельхозпрода, доля
импорта по мясу и мясопродуктам – 34%, молочным продуктам – 18%, сахару – 73%,
растительному маслу – 42%, рыбе и рыбопродуктам – 50%. В т.ч. техника, оборудование,
комплектующие детали, используемые сегодня в производственном процессе до 40%
имеют импортное происхождение.
Опасность утраты
продовольственной независимости страны. Обострение ценовых диспропорций между
промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по
отношению к отечественным производителям и практически полное открытие
внутреннего рынка для импорта продуктов питания – все это подрывает
региональную базу самообеспечения страны продовольствием. Создана угроза потери
продовольственной независимости страны, которая станет совершившимся фактом,
если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты
радикальные меры по ее устранению.
Приведенная статистика
настораживает, поскольку в случае обострения взаимоотношений со странами
импортерами, российский рынок окажется в печальном положении. Это привязывает
российского производителя к курсу валюты и оказывает негативное влияние на
себестоимость производимого продукта. И здесь мы обнаруживаем, что на
пересечении с экономической безопасностью находятся и политическая, и военная.
И как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это
гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности
жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности
принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Нужно отметить, что наиболее
важным аспектом в укреплении экономической безопасности страны в целом,
является система мер по развитию экономического поля регионов. За счет обширной
территории РФ, ее экономическое пространство неоднородно, имеет
дифференцированный характер. Одни регионы представляют собой сырьевые носители,
в других доминирует сельскохозяйственное производство, третьи регионы
обеспечивают российскую экономику продукцией тяжелой индустрии и т.п.
В условиях сложившейся
экономической системы рассматривать возрождение планового ведения хозяйства в
границах экономического универсума всей страны не уместно, поскольку
отсутствует централизованное управление промышленностью и финансовыми институтами.
Но говорить о том, что посредством вновь созданных институтов прогнозирования,
можно наладить управление рисками, путем озвучивания и государственного софинансирования
приоритетных направлений развития экономических сфер, вполне возможно, и
необходимо.
Постольку, поскольку
государственная власть дистанцируется от внутренних проблем регионов, они
вынуждены самостоятельно заниматься поиском путей развития. Поиск этот хаотичен
и не дает возможности ведения сбалансированной финансово-хозяйственной
деятельности. Не происходит полноценного взаимодействия регионов между собой,
корректного обмена товарно-материальными и финансовыми продуктами. Каждый
думает о получении максимальной сию минутной выгоды, происходит затоваривание рынка
продукцией собственного производства. В решении этой проблемы допустимо прибегнуть
к участию в совместном планировании, определении тактики и стратегии развития
приоритетных направлений развития регионов, к помощи государственных институтов
управления рисками и страхования. Это позволит с максимальным эффектом
проводить в жизнь мероприятия обеспечивающие экономическую безопасность
региона. Кроме того, именно на
современном этапе, крайне немаловажным, для финансово устойчивого развития
территориальной экономики является снижение из года в год удельного веса
материальных издержек в составе промежуточного потребления. В связи, с чем при
разработке методов оценки степени финансовой устойчивости региональной
экономики, мы должны задать систему критериев. На наш взгляд финансовая
устойчивость территориальной экономической системы на длительную перспективу
может быть обеспечена при:
1) конкурентоспособной экономике
и конкурентоспособности отраслей народного хозяйства;
2) повышений из года в год
эффективности функционирования производственного
комплекса;
3) качественности достижения
темпов экономического роста;
4) внедрении в воспроизводственный
процесс продукции инновационных достижений НТП.
По этим критериям,
характеризующим финансовую устойчивость региона, для выработки методов их
оценки и регулирования необходимо выстроить цепочку взаимосвязанных показателей
воспроизводственного процесса - «Издержки-Объем-Прибыль».
Поскольку стиль управления,
базирующийся на жесткой административной иерархии, ушел в прошлое, на первый
план должна выйти инициатива регионов в части консультаций и рекомендаций в
прогнозировании и определении регламента распределения бюджетных дотаций. В
данном контексте возникает необходимость создания новых общественных
институтов, которые возьмут на себя такие функции.
Литература
Абалкин, Л. Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение / Л.
Абалкин // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – С. 4-13.
Архипов, А. Экономическая
безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов //
Вопросы экономики 1994. – № 12. – С. 36-44.
Богданов, И.А. Экономическая
безопасность России: теория и практика / И.А. Богданов. – М.: ИСПИРАН, 2005. –
С. 28.
Загашвили, В.С. Экономическая
безопасность России / В.С. Загашвили. – М.: Гардарика, 2004. – С. 114.
Национальная безопасность:
актуальные проблемы. Курс лекций. – М.: АГШ, 1999.
Рыжов, П.Ю. Стратегия безопасности страны / П.Ю. Рыжов // Армия и общество.
– М., 1990. – С. 380-391.
Самсонов, К. Элементы концепции
экономической безопасности / К. Самсонов // Вопросы экономики. – 1994. – № 12.
– С. 14-24.
Сведения об авторе:
Савченков Александр Витальевич,
старший преподаватель кафедры экономики и управления
Профессионально-педагогического института ГОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет»
|