Четверг, 10.07.2025, 01:54

Общественный
научно-консультационный
центр

Каталог статей

Главная » Статьи » Гуманитарные науки » Экономика

РОЛЬ РЕГИОНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ


Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием
активной ссылки (не редирект) на данный источник.

А.В. Савченков


РОЛЬ РЕГИОНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ


Тема экономической безопасности сегодня имеет особый статус актуальности в контексте событий, происходящих на мировом финансовом рынке. Сам по себе напрашивается вопрос, почему те агенты финансово-экономического поля Российского рынка, которые являются доминирующими в части отношения к производству  ВВП, не смогли предугадать сложившейся ситуации? Вероятнее всего то, что о грядущем коллапсе, в той или иной степени, многим было известно. Другое дело, что отсутствие механизмов обеспечения экономической безопасности, не позволило в должной мере оценить надвигающуюся угрозу со стороны финансового рынка Соединенных Штатов Америки.

Главным источником дестабилизации всей финансовой системы, являются меры  проводимые Россией, по интеграции в мировую экономику, которые и привели ее к тому, что внутренний товарный рынок до 80% наполнился импортной продукцией, а финансовый – напрямую зависит от курса иностранной валюты. В качестве последствия мы наблюдаем, что значительный рост доли прибыли в производстве ВВП является прямым достижением искусственно поддерживаемого высокого уровня внутренней инфляции, а не результатом уменьшения издержек производства. Вот и сегодня мы наблюдаем курьезный процесс – на фоне общего экономического спада в Америке и Европе рост курса Евро и Доллара США по отношению к рублю. Цены на импортные товары выросли, не смотря на то, что в странах экспортерах они снижены, а в ряде случаях до уровня демпинговых. В рублевом эквиваленте, при реализации импорта торгующая организация получает более высокую прибыль, нежели до кризиса.

Российский рынок утратил экономическую независимость. Архаичность процессов и рыночных структур привела к тому, что засилье импорта поставило под угрозу существование производителя с отечественным капиталом и отечественным происхождением. Так, например, монополизм производителей сельскохозяйственной техники, изобилие посреднических структур, некорректная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. По данным Минсельхозпрода, доля импорта по мясу и мясопродуктам – 34%, молочным продуктам – 18%, сахару – 73%, растительному маслу – 42%, рыбе и рыбопродуктам – 50%. В т.ч. техника, оборудование, комплектующие детали, используемые сегодня в производственном процессе до 40% имеют импортное происхождение.

Опасность утраты продовольственной независимости страны. Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания – все это подрывает региональную базу самообеспечения страны продовольствием. Создана угроза потери продовольственной независимости страны, которая станет совершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее устранению.

Приведенная статистика настораживает, поскольку в случае обострения взаимоотношений со странами импортерами, российский рынок окажется в печальном положении. Это привязывает российского производителя к курсу валюты и оказывает негативное влияние на себестоимость производимого продукта. И здесь мы обнаруживаем, что на пересечении с экономической безопасностью находятся и политическая, и военная. И как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Нужно отметить, что наиболее важным аспектом в укреплении экономической безопасности страны в целом, является система мер по развитию экономического поля регионов. За счет обширной территории РФ, ее экономическое пространство неоднородно, имеет дифференцированный характер. Одни регионы представляют собой сырьевые носители, в других доминирует сельскохозяйственное производство, третьи регионы обеспечивают российскую экономику продукцией тяжелой индустрии и т.п.

В условиях сложившейся экономической системы рассматривать возрождение планового ведения хозяйства в границах экономического универсума всей страны не уместно, поскольку отсутствует централизованное управление промышленностью и финансовыми институтами. Но говорить о том, что посредством вновь созданных институтов прогнозирования, можно наладить управление рисками, путем озвучивания и государственного софинансирования приоритетных направлений развития экономических сфер, вполне возможно, и необходимо.

Постольку, поскольку государственная власть дистанцируется от внутренних проблем регионов, они вынуждены самостоятельно заниматься поиском путей развития. Поиск этот хаотичен и не дает возможности ведения сбалансированной финансово-хозяйственной деятельности. Не происходит полноценного взаимодействия регионов между собой, корректного обмена товарно-материальными и финансовыми продуктами. Каждый думает о получении максимальной сию минутной выгоды, происходит затоваривание рынка продукцией собственного производства. В решении этой проблемы допустимо прибегнуть к участию в совместном планировании, определении тактики и стратегии развития приоритетных направлений развития регионов, к помощи государственных институтов управления рисками и страхования. Это позволит с максимальным эффектом проводить в жизнь мероприятия обеспечивающие экономическую безопасность региона. Кроме того,  именно на современном этапе, крайне немаловажным, для финансово устойчивого развития территориальной экономики является снижение из года в год удельного веса материальных издержек в составе промежуточного потребления. В связи, с чем при разработке методов оценки степени финансовой устойчивости региональной экономики, мы должны задать систему критериев. На наш взгляд финансовая устойчивость территориальной экономической системы на длительную перспективу может быть обеспечена при:

1) конкурентоспособной экономике и конкурентоспособности отраслей народного хозяйства;

2) повышений из года в год эффективности функционирования  производственного комплекса;

3) качественности достижения темпов экономического роста;

4) внедрении в воспроизводственный процесс продукции инновационных достижений НТП.  

По этим критериям, характеризующим финансовую устойчивость региона, для выработки методов их оценки и регулирования необходимо выстроить цепочку взаимосвязанных показателей воспроизводственного процесса - «Издержки-Объем-Прибыль».

Поскольку стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии, ушел в прошлое, на первый план должна выйти инициатива регионов в части консультаций и рекомендаций в прогнозировании и определении регламента распределения бюджетных дотаций. В данном контексте возникает необходимость создания новых общественных институтов, которые возьмут на себя такие функции.

 

Литература

Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – С. 4-13.

Архипов, А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики 1994. – № 12. – С. 36-44.

Богданов, И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика / И.А. Богданов. – М.: ИСПИРАН, 2005. – С. 28.

Загашвили, В.С. Экономическая безопасность России / В.С. Загашвили. – М.: Гардарика, 2004. – С. 114.

Национальная безопасность: актуальные проблемы. Курс лекций. – М.: АГШ, 1999.

Рыжов, П.Ю. Стратегия безопасности страны / П.Ю. Рыжов // Армия и общество. – М., 1990. – С. 380-391.

Самсонов, К. Элементы концепции экономической безопасности / К. Самсонов // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – С. 14-24.

 

Сведения об авторе:

Савченков Александр Витальевич, старший преподаватель кафедры экономики и управления Профессионально-педагогического института ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Категория: Экономика | Добавил: defaultNick (19.12.2010) | Автор: Савченков Александр Витальевич W
Просмотров: 2264 | Теги: хозяйство, система, рынок, безопасность, Независимость, страна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Философия [8]
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Экономика [9]
Экономика — хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление благ).
Право [0]
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Психология [1]
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой.
Педагогика [6]
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
История [0]
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Филология / Лингвистика [0]
Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.
Политика [0]
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Поиск
Облако тэгов
Наш опрос
Как часто Вам приходится пользоваться правозащитными услугами?
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Резка керамической плитки, керамогранита, кафеля в Челябинске
  • ВОИНЫ ЖИЗНИ: сайт о борьбе против абортов
  • UralDaily: апозиционный сайт Челябинской области
  • Журнал "Вiсник ХНУ"