Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием активной ссылки (не редирект) на данный источник.
Пензенский Гос.Ун-т,
Приволжский дом знаний.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ
КАК КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
РОССИИ
Савченков А.В.
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический
университет»,
Челябинский региональный общественный фонд
«Содействие правовому просвещению и защиты прав
человека»
г. Челябинск, Россия.
Экономическая
устойчивость – это комплексное, достаточно сложное понятие, которое определяет,
своей сутью, характеристики хозяйствующих субъектов, результаты и последствия
их деятельности. Устойчивость обеспечивается совокупностью равновесий на всех
уровнях экономической деятельности государства (бюджеты всех уровней, малый,
средний и большой бизнес). Формирование экономической устойчивости происходит
под воздействием трех основных факторов – экономический, политический и
правовой. Кроме того, весомый вклад в стабильность функционирования
экономической системы государства вносят внешние факторы. Главным образом тот
факт, что Россия интегрируется в глобальную экономику, негативно отражается в
настоящее время на экономическом здоровье государства Российского. Мировой
финансовый кризис разворачивается в странах с общим товарно-финансовым рынком
как жидкость в сообщающихся сосудах. Он, дестабилизирует национальную экономику
России. Это происходит потому, что Россия, не будучи страной, с развитой внутри
и межрегиональной экономикой, попыталась влиться в систему мирового
экономического поля. Печально то, что в настоящее время в России катализатором
уровня жизни является не рубль, а доллар, что, само по себе, обуславливает
регресс, в результате которого Россия становится сырьевым придатком мирового
экономического сообщества. Приведем пример по некоторым позициям (табл.).
Таблица
Данные
таможенной статистики, 2008 г.
Наименование
|
Объем поставок, млн. долл.
|
Экспорт
|
Руды и концентраты железные
|
1 867, 2
|
Кокс и полукокс
|
789, 7
|
Нефть сырая
|
145 136, 9
|
Нефтепродукты
|
74 724, 3
|
Газ природный
|
60 780, 5
|
Черные металлы
|
27 135, 9
|
Ферросплавы
|
1 719, 2
|
Алюминий необработанный
|
6 928, 7
|
Медь рафинированная
|
1 182, 9
|
Импорт
|
Мясо свежее и вымороженное
|
4 412, 8
|
Рыба свежая и вымороженная
|
1 463, 3
|
Молоко и сливки сгущенные
|
58, 0
|
Масло сливочное
|
232, 7
|
Зерновые культуры
|
430, 3
|
Масло подсолнечное
|
175, 1
|
Руды и концентраты алюминиевые
|
12, 0
|
Нефть сырая
|
837, 7
|
Отсюда видно, что Россия
импортирует продовольствие, в то время как регионы, способные к его
производству, с каждым днем нищают, их экономика приходит в упадок в условиях
конкуренции с низкокачественной продукцией зарубежного производства. А потому,
сегодня, в условиях мирового кризиса мы как никогда остро ощутили необходимость
развития региональных экономик (особенно содержащих в себе сельскохозяйственные
отрасли с замкнутыми циклами производства). Это позволит быть менее
подверженными колебаниям валютного рынка, которые сегодня находят отражение на
продовольственном рынке и негативно влияют на потребительскую корзину граждан.
Важность регионального
аспекта в развитии экономической устойчивости России определяется тем, что
такое развитие возможно только при гармоничном развитии внутрирегиональных и
межрегиональных отношений. Главным направлением, в которых, должно быть
усиление собственной экономической базы всех субъектов федерации, желательно с
развитием производств, имеющих замкнутый цикл в получении конечного продукта.
Экономический опыт
Советского Союза является наглядным примером в том, как органы государственной
власти регламентировали специализацию регионов, исходя из социальных,
экологических и сырьевых предпосылок. Каждый регион специализировался на
производстве той продукции, которая давала наибольший финансовый результат. Это
позволяло должным образом сформировать хозяйственный комплекс, который был
привязан к отраслевой спецификации региона. Межрегиональные отношения позволяли
сконцентрировать и распределить ресурсы таким образом, чтобы получить
максимальный экономический эффект от развития производств с конечным продуктом.
Несмотря на положительные
стороны данного подхода, за ним таится опасность – а что, если один из регионов
даст сбой? В этом случае экономическая машина выйдет из строя. Одна падающая
отрасль потянет за собой другую. Дестабилизация одного региона повлечет за
собой кризис тех субъектов, которые от него зависят. Для стабилизации и
предотвращения подобных ситуаций необходимо участие органов государственной
власти в разработке региональной стратегии и контроле над ее исполнением.
Государственные экономические институты обязаны взять на себя функции по
стратегическому прогнозированию развития регионов и их взаимодействий.
Кроме того, роль органов
государственной власти, на мой взгляд, должна экстраполироваться на поле
региональной экономики в виде социальных институтов, посредством которых только
и возможно создание мотивационных инструментов регулирующих процесс развития
производительных сил и производственных отношений. Здесь должны быть
задействованы институты культурных традиций региона, способные стабилизировать
социальное пространство для целей экономической стабильности и безопасности.
В заключение могу
сказать, что в современных условиях экономическая устойчивость России в большей
степени зависит от экономической устойчивости регионов, которая, в свою
очередь, формируется под воздействием сложного комплекса факторов. Но основными
из них, как мне видится, являются относительная независимость регионов друг от
друга и стратегическое планирование развития регионов государственными
экономическими институтами.
|