Среда, 22.05.2024, 04:35

Общественный
научно-консультационный
центр

Каталог статей

Главная » Статьи » Гуманитарные науки » Экономика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНОВ. Часть 2


Перепечатка или использование материалов данной статьи только с указанием
активной ссылки (не редирект) на данный источник.

... начало.

Четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); средний класс (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы, равно объему прожиточного минимума); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека, равно половине прожиточного минимума).

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

С количественной стороны уровень жизни как социально-экономическую категорию характеризуют показатели уровня жизни и социально-экономические нормативы.

В стоимостные показатели входят реальные доходы населения, номинальная и реальная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и т.д.

К натуральным показателям относятся количество и качество потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность жильем, предприятиями и учреждениями социально-бытового обслуживания. Социальные же определяются величиной и структурой свободного времени, продолжительностью жизни, уровнем образования и культуры трудящихся.

Для определения величины прожиточного минимума в России применяется следующая методика. Во-первых, учитываются диетологические нормы, призванные обеспечить получение каждым человеком минимально необходимого количества калорий. Затем производится стоимостная оценка минимально необходимой продовольственной корзины. Величина прожиточного минимума устанавливается с учетом того, что затраты на продукты питания в соответствии с "Методологическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации”, разработанными Минздравсоцразвития РФ, составляют для трудоспособного гражданина - 61,1%, для пенсионера - 82,9%, а в среднем на душу населения - 68,3%.

Специалисты "Программы развития ООН" (ПРООН) разработали обобщающий индикатор уровня жизни, исчисляемый как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире

Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояние и охрана окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающую абсолютную и относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Одно из важных мест в экономической безопасности региона занимает процесс инвестирования

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Виды инвестиций:

1) государственные (обеспечивают условие эффективного функционирования экономики страны) и частные (с помощью них получают дополнительную прибыль на вложенные средства),

2) реальные (прямые вложения  в  прирост реального  капитала в  какой-либо отрасли экономики) и финансовые (вложения капитала в ценные бумаги),

3) внутренние (осуществляются за счет средств резидентов) и иностранные (осуществляются за счет средств нерезидентов).

Наиболее привлекательные регионы для отечественных инвесторов:

Первая группа регионов характеризуется наиболее социальной и устойчивой реакцией на рыночные преобразования. В эту группу входят регионы, в которых реформы осуществляются самыми быстрыми темпами. Этому способствуют относительно благоприятные стартовые условия вхождения в рынок, выгодное геополитическое положение, диверсифицированная структура производства, преимущественная федеральная поддержка по политическим мотивам. Эта группа включает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую область и др.

Для второй группы регионов характерна достаточно сильная, но не устойчивая реакция на рыночные преобразования, подверженная колебаниям вследствие преимущественно внешних причин. В эту группу регионов входят те, которые имеют ярко выраженную сырьевую специализацию и тем самым обладают широкими, но регулируемыми рыночной конъюнктурой экспортными возможностями. К таким регионам относятся Тюменская, Иркутская области, Красноярский край. Оренбургская область. Республика Башкортостан, Республика Коми, Мурманская, Архангельская области.

Третью группу образуют регионы со средней или подавленной реакцией на рыночные реформы. Для этих регионов характерны моноструктура производства и высокая доля промышленности, специализирующейся на выпуске оборонной продукции или тяготеющей к обеспечению общероссийских потребностей в продукции тяжелой индустрии. К их числу относятся Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, Тульская, Липецкая, Ярославская, Московская области, Ленинградская, Волгоградская, Ульяновская, Пензенская области.

Четвертая группа регионов характеризуется наиболее слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования. В экономике этих регионов присуща моноструктура, преобладание аграрного сектора или отраслей легкой промышленности, которые при рыночном реформировании испытывают наибольшие сложности. Для ряда регионов этой группы актуальны экологические проблемы, прежде всего обусловленные последствиями Чернобыльской катастрофы или высокой вероятностью стихийных бедствий. В настоящее время к полностью депрессивным с точки зрения качества инвестиционного климата относятся Ивановская, Брянская, Калужская области, большинство регионов Центрального Черноземного района. Республика Калмыкия, Северо-Кавказский район (за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области), Магаданская, Сахалинская области.

В зависимости от факторов определяющих привлекательность для иностранных инвесторов, регионы страны можно разбить на три группы:

С относительно благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур: Москва и Санкт-Петербург, области Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Красноярский край. На них приходится около 80% всех иностранных инвестиций.

Регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. В эту группу входит почти половина регионов России, в том числе: области Белгородская, Оренбургская. Новосибирская, Камчатская, вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская; Приморский и Краснодарский края, Республика Коми, Удмуртская республик. Республика Дагестан;

Регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов, в том числе области Центрально-Черноземного района. Республики Северного Кавказа, Калмыкия, Тыва, Алтай; Чукотский автономный округ. Еврейская автономная область.

В специальной литературе предлагаются различные определения понятия «экономическая безопасность». Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал, даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»3.

Сущность экономической безопасности, подчеркивают авторы монографии, реализуется в системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

В экономической литературе даются количественные характеристики уровней безопасного состояния экономики, их пороговые значения4 (табл. 1).

Таблица 1
Показатели экономической безопасности РФ

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение фактических и пороговых значений

Объем ВВП на душу населения, в % от среднемирового

100%

25%

0,25

Доля в промышленном производстве обраба- тывающей промышленности

70%

50%

0,71

Доля в промышленном производстве маши- ностроения

20%

15%

0,75

Объем инвестиций, в % от ВВП

25%

13%

0,60

Расходы на научные исследования, в % от ВВП

2%

0,5%

0,25

Доля новых видов продукции в объеме вы- пускаемой продукции (машиностроение)

6%

2,6%

0,43

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.)

7%

20%

0,29

Продолжительность жизни населения

70 лет

64 года

0,91

Разрыв между доходами 10% самых высоко- доходных и 10% самых низкодоходных групп населения

8 раз

12,9 раз

0,62

Уровень преступности (количество преступ- лений на 100 тыс. населения)

5 тыс.

6 тыс.

0,83

Объем наличной иностранной валюты, в % от объема наличных рублей

25%

100%

0,25

Доля импорта во внутреннем потреблении, всего,

30%

53%

0,56

в том числе продовольствия

25%

30%

0,83

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

1,5 раза

5 раз

0,3

Приведенные в таблице пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу ХХI века, к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточено высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

Содержание понятия «экономическая безопасность РФ» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы (рис.2).

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире5. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные черты нравственности у работников, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях онаучивания производства, его постоянного усложнения человеческие ресурсы, их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Вместе с тем анализ данных Госкомстата РФ показывает, что высокотехнологичные отрасли — производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, компьютеров, современных средств связи составляет чуть более 5 % от уровня 1991 г. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%7.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

Как мы видим, зона ответственности экономической безопасности весьма велика. Она представляет собой совокупность большого числа компонентов, которые в результате гармоничного взаимодействия могут гарантировать комплексную безопасность не только регионов, но и России в целом. Нужно отметить, в контексте исследования проблемы, необходимость внедрения и развития государственных страховых институтов, в качестве гарантов обеспечения финансовой и социальной безопасности граждан.

 

Список литературы:

  1. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999. 384 с.
  2. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 99 - 122.
  3. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы до 2015 года)» Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы до 2015 года)»
  4. Структурная оценка геоэкономического потенциала регионов Украины: методические подходы (http://fppr. org.ua).
  5. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  6. Лычкина Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов. Материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем / Под ред. Ю.М. Черкасова. М.: ГУУ, 2001.
  7. Елисеев В. И. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием регионов // Вопросы оценки. 2004. № 2.
  8. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. №12. С. 4 - 13.
  9. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения//Вопросы экономики. 1994. №12. С. 36 - 44.
  10. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. Под ред. Л.П. Белых. М., 1997.631с.
  11. Горшенина Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1999. № 4. С. 47 - 54.
  12. Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. № 2. С. 42 - 48.
  13. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М., 1998. 669 с.
  14. Шеремет А.Д., Ненашев Е.В. Методика финансового анализа. М., 1999. 208 с.

15.О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию.//Независимая газета. — 1996. — 14 июня.

16.Национальная безопасность: Актуальные проблемы. Курс лекций. — М.: АГШ, 1999. С. 115.

17.Экономическая безопасность. Производство — финансы — банки. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. — С. 12.

18.Российский экономический журнал. — 1997. — № 1. — С. 4.

19.Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. — М., 2000. — С. 17.

Категория: Экономика | Добавил: defaultNick (30.11.2010) | Автор: Савченков А. В. W
Просмотров: 2609 | Теги: экономика, безопасность, экономическая безопасность, россия, регион, управление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Философия [8]
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Экономика [9]
Экономика — хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление благ).
Право [0]
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Психология [1]
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой.
Педагогика [6]
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
История [0]
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Филология / Лингвистика [0]
Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.
Политика [0]
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Поиск
Облако тэгов
Наш опрос
Как часто Вам приходится пользоваться правозащитными услугами?
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Резка керамической плитки, керамогранита, кафеля в Челябинске
  • ВОИНЫ ЖИЗНИ: сайт о борьбе против абортов
  • UralDaily: апозиционный сайт Челябинской области
  • Журнал "Вiсник ХНУ"